РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ – ФУНДАМЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Цель единого дня информирования – осветить изменения Кодекса о земле, которые обеспечивают благоприятные условия землепользования в регионах; расширение прав местных органов власти и граждан по пользованию земельными участками; развитие гражданского оборота земельных участков и вовлечение в него неиспользуемых земель; упрощение порядка изъятия и предоставления земельных участков, а также оптимизацию условий их предоставления.
***
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко неоднократно обращал внимание, что «рациональное использование земельных ресурсов – это фундамент стабильности государства».
Земля – это национальное достояние и важнейший ресурс, который нужно сохранить для будущих поколений. Поэтому у нас в стране земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда сохранены в исключительной собственности государства. Однако это не означает, что они недоступны простым людям – можно брать землю в долгосрочную аренду и в полной мере реализовывать свои намерения по ее использованию.
Для большой части жителей нашей страны решение земельных вопросов является весьма насущным. Поэтому на VI Всебелорусском народном собрании А.Г.Лукашенко подчеркнул – нужно дать людям возможность купить недорого неиспользуемые участки земли, особенно на хуторах и в маленьких деревнях.
На совещании у Главы государства, которое состоялось 15 февраля 2022 г., Президент одобрил передачу на места части полномочий по земельным вопросам и поручил Правительству включить в Кодекс Республики Беларусь о земле соответствующие изменения.
Результатом работы, проведенной Правительством совместно с облисполкомами и депутатским корпусом, стал подписанный Главой государства 18 июля 2022 г. Закон Республики Беларусь № 195-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон), в соответствии с которым Кодекс Республики Беларусь о земле излагается в новой редакции.
Изменения будут вводиться поэтапно. Уже с 1 сентября 2022 г. вступят в силу отдельные нормы Закона, касающиеся возможности:
1) Приобретения в течение пяти лет (до сентября 2027 г.) земельных участков в частную собственность или долгосрочную аренду по пониженной цене (с учетом применения пониженных коэффициентов).
2) Узаконения самовольно занятых земель (так называемая «земельная амнистия») путем передачи права принятия решений в отношении самовольно занятых земель местным органам власти.
Справочно.
Принятие вышеуказанных решений возможно при соблюдении необходимых регламентов, требований, норм и правил, а также возмещении потерь производства (при их наличии) и внесении в местный бюджет денежных средств в размере кадастровой стоимости дополнительного земельного участка.
Данная норма позволит значительной части населения узаконить права на самовольно занятый земельный участок, а местным органам власти – решить накопившиеся проблемы землепользователей.
3) Оформления земельных участков в садоводческих товариществах по фактическому пользованию без необходимости внесения изменений в проекты застройки этих товариществ.
С 1 января 2023 г. вступит в действие обновленный Кодекс о земле, предусматривающий:
1) Расширение полномочий Совета Министров Республики Беларусь в части установления им порядков изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие, рассмотрения земельных споров местными исполнительными комитетами и др.
Справочно.
Передача этих полномочий Правительству позволит оптимизировать нормативные правовые акты в сфере земельных отношений для оперативного реагирования на вопросы, связанные с их применением. При этом ключевые подходы к изъятию и предоставлению земельных участков не изменятся, ведь единая государственная политика в области использования и охраны земель определяется Главой государства.
2) Снятие ряда ограничений в отношении сделок с земельными участками (включающие раздел, изменение границ и целевого назначения земельных участков при соблюдении землепользователями ряда условий).
До настоящего времени законодательством был установлен ряд ограничений в отношении сделок с земельными участками (в том числе с расположенными на них объектами незавершенного строительства), включающих раздел, изменение границ и целевого назначения земельных участков. Как показала практика, не всегда действие этих запретов было экономически обосновано и эффективно.
В связи с этим в новом Кодексе о земле устанавливается, что областные, городские и районные исполнительные комитеты вправе самостоятельно выдавать землепользователям разрешения на совершение сделок и иных действий с земельными участками (при соблюдении необходимых регламентов, требований, норм и правил).
Для исключения коррупционных проявлений, а также эффективного использования наиболее ценных земель г. Минска и областных центров (и их пригородных районов и иных территорий), одним из условий будет внесение землепользователем платы за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой.
3) Возможность предоставления без проведения аукционов дополнительных земельных участков, испрашиваемых:
гражданами – при использовании по целевому назначению ранее предоставленных земельных участков;
представителями бизнеса – в связи с развитием (расширением) производства товаров (выполнения работ, оказания услуг).
4) Определение местными органами власти целей предоставления земельных участков без аукциона на определенных территориях с учетом особенностей развития регионов.
5) Увеличение предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам, и возможность ведения личного подсобного хозяйства.
Так, в целях создания благоприятных условий для проживания населения устанавливается предельная площадь земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, расположенных:
в г.Минске, областных центрах и городах областного подчинения – до 0,15 гектара;
в других городах и поселках городского типа – до 0,25 гектара;
на территории иных населенных пунктов, за исключением хуторов – до 1 гектара (было – до 0,25 гектара);
на территории хуторов – определяется с учетом местных условий и пожеланий граждан.
Также 4 гектара составляет максимальный размер земельного участка для ведения подсобного хозяйства.
Важным изменением является то, что теперь регистрация гражданина по месту жительства не требуется.
Такой подход даст местным органам власти действенный механизм для наведения порядка на земле в отдаленных сельских населенных пунктах и вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земель, расположенных как в границах этих населенных пунктов, так и за их пределами.
Кроме того, с 1 января 2024 г. в рамках цифровизации земельных отношений и для создания возможности дистанционного получения информации о свободных земельных участках начнет функционировать государственная информационная система «Единый реестр имущества». Она будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых земель и позволит всем желающим оперативно и бесплатно получать интересующую информацию о доступных земельных участках.
Одним словом, изменения Кодекса Республики Беларусь о земле отвечают актуальным проблемам и запросам граждан, не нарушают базовые принципы системы управления земельными ресурсами и сложившейся государственной собственности на землю в Республике Беларусь – потому что решение фундаментальных вопросов, касающихся использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения и лесных земель лесного фонда, сохраняется в полномочиях Президента.
В то же время, реализация данных нововведений окажет позитивный эффект на экономику и социально-экономическое развитие страны, а также будет способствовать:
повышению интереса граждан к отдаленным сельским населенным пунктам;
созданию более комфортных условий для жизни в сельской местности;
решению застарелых проблемных вопросов граждан и субъектов хозяйствования в сфере земельных отношений;
пополнению средств местных бюджетов, что даст им возможность развивать коммунальную и другую инфраструктуру.
***
Как отмечал Глава государства на совещании по вопросам совершенствования земельных отношений 15 февраля 2022 г., «трепетное отношение к земле заложено глубоко в менталитете людей, в их исторической памяти, культуре, традициях предков». Поэтому для многих граждан земельное законодательство по своей чувствительности сопоставимо с конституционными положениями.
Принятые изменения в Кодексе о земле учитывают этот аспект, но одновременно носят прогрессивный характер. Они позволяют комплексно решить накопившиеся противоречия в сфере земельных отношений и стимулируют землепользователей к разумному управлению своим имуществом.